В казахском ТЮЗе имени Мусрепова новая театральная лаборатория EGO играет спектакль “Шыңырау” – собственную инсценировку пьесы Максима Горького “На дне”. Лабораторию создали актеры ТЮЗа Ерлан Карибаев и Данияр Базаркулов, для последнего спектакль стал режиссерским дебютом.
Пьеса Горького, напомню, рассказывает историю жителей ночлежки – бездомных маргиналов, которых судьба выбросила из общества. В инсценировке лаборатории сюжет “На дне” преобразился: во-первых, количество персонажей уменьшилось вдвое, во-вторых, спектакль имеет альтернативный, практически детективный, финал.
Фабула сохранена: Актер жалуется на жизнь, загубленную алкоголем, Барон вспоминает богатое и знатное прошлое, Анна погибает от неизлечимой болезни, ее муж Клещ ждет смерти жены, Сатин транслирует идею о том, что “человек – это звучит гордо”, а любовный треугольник Васьки Пепла, Василисы и Наташи имеет все те же углы, что в оригинальном тексте.
По-другому у Базаркулова решен ключевой персонаж пьесы – Лука. В начале действия он появляется, как и у Горького, как новый обитатель ночлежки. Имеет однако особенность: забинтованное лицо. По ходу действия лицо он открывает для Анны, и она узнает в Луке другого персонажа “На дне” – какого именно, раскроется только в последней сцене.
Финальный твист, впрочем, не единственное, что отдаляет спектакль от литературной основы: визуальная составляющая роднит “Шыңырау” с метафизической притчей. В отличие от почти физиологического реализма Горького, лабораторная работа решена с массой условностей. Это читается и в названии спектакля: что у Горького – “дно”, то у Базаркулова – “пропасть”, “бездна”, “без дна”.
Декорации в спектакле преувеличены: художник Нуржан Саменов для него сделал огромную стремянку и крупный “неотесанный” стол, рядом с которыми персонажи выглядят мелкими, нереальными. Поставленный на большой сцене ТЮЗа, спектакль содержит много воздуха, и это атмосферу “дна” перечеркивает, актерам рядом друг с другом не тесно, отчего создается обстановка иная, мистическая, как будто герои из своей ночлежки уже переместились по ту сторону, в нечто, напоминающее чистилище.
В спектакле много пластики, некоторые эпизоды поставлены и подсвечены так, как будто действие происходит в ночном клубе – но кто сказал, что чистилище не может походить на ночной клуб.
И все-таки спектаклю “Шыңырау” явственно недостает духоты: идея о том, что персонажи заперты не только внутри ночлежки, но и внутри собственных пороков, в спектакле остается, только не находит никакого воплощения. Оттого актерам не всегда понятно, что делать с образами: у героев избыток энергии, что с характерами никак не рифмуется. Это, ко всему прочему, и от привычки к избыточному существованию артистов ТЮЗа (а команду спектакля составляют они) на сцене: камерные драмы – это формат, в котором им приходится работать нечасто.
“Шыңырау” вполне вжился бы ограниченное камерное пространство, это бы сделало действие еще более концентрированным. Стремление команды к лаконичности заметно и без того: хронометраж спектакля укладывается в полтора часа, а судьбы своих героев режиссер решает кардинально и бесповоротно, никого не оставляя в живых.
Креативный авторский подход и попытка выйти за рамки привычного – вот самая важная из задач лаборатории. Новый формат работы для актеров государственного театра дает хорошие возможности, и особенно важно, что эта инициатива находит поддержку сверху: спектакль не только идет на сцене ТЮЗа, но и представлял театр на фестивалях.
Театральная лаборатория EGO на базе театра имени Мусрепова имеет в своем арсенале еще одну работу – моноспектакль “Ол” Данияра Базаркулова. Оба спектакля включают в репертуар ТЮЗа, поэтому увидеть их на сцене можно достаточно регулярно.
Источник: http://today.kz/news/kultura/2018-01-17/758206-bez-dna/