Казахский Государственный Академический театр для детей и юношества имени Габита Мусрепова
Новости учреждения

Спектакль «Ұлпан»: казахская классика под классику рока

Пока большинство коллективов на каникулах, Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова представил громкую премьеру по роману писателя, чьим именем ТЮЗ назван.

Габит Мусрепов двигал идеи феминизма ещё до того, как это стало мейнстримом. Равенство женщин и мужчин в казахской степи – тема, которой пронизан один из главных его романов «Ұлпан». За последние несколько веков своей актуальности произведение не потеряло, поэтому спектакль Гульназ Балпеисовой смотрится свежо и рассчитан на смешанную аудиторию.

Немалую роль здесь играет персоналия режиссёра. Гульназ дебютировала в мастерской Римаса Туминаса, затем ставила спектакли на сценах разных российских театров. Кажется, ветерок свежести веет именно оттуда. Несмотря на то, что «Ұлпан» – скорее, костюмированная драма из XIX века, в ней то и дело проскальзывают неожиданные элементы.

Сама по себе история довольно типичная: пожилому баю Есенею приглянулась юная и бойкая Улпан. Несмотря на то, что брак в том числе был по расчёту, постепенно между героями зародились тёплые чувства. Улпан из сорванца превращается в мудрую честолюбивую женщину, которая сменяет умирающего мужа на посту правителя аула. Хотя в спектакле, в отличие от книги, больше показан период становления главной героини, нежели её правления, всё это обыграно богатыми костюмами и харизмой главных персонажей в исполнении Асета Имангалиева и дуэта Толкын Нурбекова/Рабина Белгибаева (молодая Улпан в её интерпретации – настоящий вихрь).

Всё выглядит настолько целостно и в хорошем смысле по-книжному, что, когда саундтреком начинает играть Time группы Pink Floyd, кажется, что звукорежиссёр ошибся треком. И если тиканье часов и глубокую мелодию ещё как-то можно увязать с сюжетом, то внезапный выход биев под скрипучий голос Фила Коллинза в I Can’t Dance оправдать никак не получается. С одной стороны, это разряжает обстановку и помогает зрителям не увязнуть в истории хронометражем в три с половиной часа, а с другой – это так же странно, как и персонаж, выезжающий в одной из сцен на роликах.

Ещё одна любопытная фишка спектакля – задник, отдалённо напоминающий искусственную гору для скалолазания. Благодаря выступам, которых в темноте не видно, персонажи принимают причудливые позы, и кажется, будто висят в воздухе. К основному сюжету они почти не имеют отношения, зато смотрится очень необычно.

Несмотря на все новации, спектакль «Ұлпан» с трепетом относится к тексту романа и отлично передаёт дух времени. Очень подробно рассматривается обычай аменгерства, когда овдовевшая женщина «переходила» брату покойного мужа. Да и в целом быт степи успешно препарирован. С минимумом декораций создателям удалось передать и атмосферу юрты, и базара, и степи во время бурана (дым-машины перевыполнили план на год вперёд, но завораживающий эффект держался на протяжении всей постановки). Пускай мощный хронометраж пугает цифрами, на деле динамика почти ни разу не просела.

И если уж выделять «Ұлпан» среди других постановок классики, то нужно отметить восхитительную вокальную работу. Это далеко не мюзикл, но, когда актеры поют все вместе, кажется, будто зашёл в старинную церквушку и слушаешь ангельский хор. И этот чистый перезвон голосов, разносящийся по залу, закрепляет ощущение, что на сцене творится что-то большое и важное.

ОҚИ ОТЫРЫҢЫЗ

ТЕАТР ҚОРЖЫНЫНДА КЕЗЕКТІ ЖҮЛДЕ

admin

admin

История одного театра

admin