07 апреля 2015
К 550-летию Казахского ханства в ТЮЗе имени Габита Мусрепова поставили историческую драму Тахауи Ахтанова «Ант» («Клятва») в прочтении режиссера Жаната Хаджиева.
Пьесу «Ант» Тахауи Ахтанов написал в 70-е годы прошлого века, в ней поднимается тема единства казахского народа, его независимости, любви к Отчизне. Действие происходит в XVIII веке и разворачивается вокруг хана Младшего жуза Абулхаира, его жены Батимы и его друга – батыра Саурана. Спектакль о борьбе казахов с джунгарами, о разрозненности народа из-за распрей степных правителей, которая приводит Абулхаир хана к тому, что он вынужден просить российскую императрицу Анну Иоанновну взять под защиту Младший жуз.
В постановке немало других исторических личностей. Тут мы видим правителей Старшего и Среднего жузов Кайып хана и Самеке хана, султана Барака, Толе би, российского посла Тауекелова (татарский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев) и прочих персонажей.
В первый премьерный день в главных ролях играли Жомарт Зейнабил (Абулхаир хан), Елдар Отарбаев (Сауран), Гульбахрам Байбосынова (Батима ханым). В другом актерском составе их роли исполняют Асет Имангалиев, Дархан Сулейменов и Динара Шимырбаева. Следует отметить, что в день первого показа образы некоторых из второстепенных персонажей получились более интересными и убедительными, нежели у главных героев. Например, роль Тауекелова играл заслуженный артист республики Сагызбай Карабалин, который создал яркий комичный образ.
С этой постановкой зрители могут познакомиться 24–25 апреля – по словам художественного руководителя ТЮЗа имени Г. Мусрепова Ерлана Билалова, после премьеры труппу ждут гастроли в Караганде и Кокшетау, где она покажет спектакли «Естай – Корлан», «Бунт невесток», «Я не буду забыт», «Черная бурка» и детскую сказку «Ер Кожек».
Индира САТБАЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА
Мнение
Амангельды Мукан, кандидат искусствоведения, завотделом театра и кино Института литературы и искусства имени М. Ауэзова:
– Пьеса «Ант» – это мощная поэтическая драма, и режиссер Жанат Хаджиев сделал удачную постановку. Инсценировка лаконичная – плавные переходы от одной картинки к другой, без швов. Это делает темпоритм спектакля динамичным. Интересны режиссура и сценография. В качестве декораций, символизирующих три жуза, выступают огромные волчьи шкуры, которые венчают крупные муляжи волчьих голов с острыми клыками, – это степные правители, но они разрозненны и бездействуют, у них нет сил, хотя оскал имеется. Вид устрашающий, но на самом деле они бездушные, как эти муляжи.
Декорации выполнены по принципу минимализма – на сцене ничего нет, кроме уже упомянутых трех шкур и большого казана, точнее, тайказана, символа ханства, государственности. Когда в Туркестане собирались представители трех жузов, тайказан символизировал объединение всех казахов под общим шаныраком. В спектакле у тайказана своя роль, например, открывается второй акт – и он играет роль барабана. После победы в Аныракайской битве тайказан остается перевернутым.
Очень понравилось музыкальное оформление, оно ненавязчивое. В сцене, когда появляется российский посол Тауекелов, раздается барабанная дробь, что символизирует петровскую и послепетровскую эпоху завоеваний. Однако работа по освещению не доведена до конца. Здесь старались держать только общий фон, хотя в сцене с ханами и биями можно было сделать интересную световую партитуру. Но это проблема всех наших театров, особенно драматических, потому что у нас не готовят специалистов по свету.
В принципе, спектакль получился удачным, но актерская работа еще не устоявшаяся, ее следует подтянуть. Вообще, очень сложно судить постановку после первого показа. Считается, что спектакль лучше смотреть, когда он обкатается. На премьере было заметно, что актеры, особенно исполнители главных ролей, еще не вполне освоились с ролями. В тексте очень яркие, эмоциональные слова о единстве народа, а у Абулхаира, Саурана просто ударные монологи, но они не прозвучали на сцене должным образом. Патриотические слова актеры произносили с излишним пафосом, и они не брали зрителя за душу. Абулхаир хан – фигура знаковая, он объединяет три жуза во время похода на джунгар и стремится создать централизованное государство, но его образ в исполнении Жомарта Зейнабила получился какой-то однообразный, хотя это замечательный, фактурный актер. К сожалению, его игра в этот раз меня не впечатлила. У его дублера Асета Имангалиева другой темперамент, другая органика, поэтому, думаю, у него Абулхаир хан будет более эмоциональный.
В спектакле были интересные эпизодические роли, которые выглядели ярче, чем главные. Больше всего мне понравились образы Мыртык би – его играл Кадырбек Демесинов, и посла Тауекелова – самоуверенного, самодовольного, пафосного.